ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА?
Артикуляционная гимнастика - это
упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти),
необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы
ребенок научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]), его губы
и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение,
без труда совершать многократные переходы от одного положения к другому. Этому
и поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Польза от артикуляционной гимнастики:
- Артикуляционная
гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым произношением (о таких
говорят "каша во рту");
- Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше подготовлены к
занятиям с логопедом;
- Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым говорить
правильно и красиво.
Примеры упражнений
В зоопарк пойдем скорей.
Открываем шире дверь.
( Открывать
широко рот и закрывать его).
Нас встречает добрый слон.
Длинный хобот тянет он.
(Тянуть губы вперед «хоботком»).
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть.
(Вращать
вытянутыми губами по кругу).
Как правильно проводить
упражнения?
- Сначала
упражнения нужно проводить медленно, перед зеркалом - для зрительного
контроля.Полезно задавать ребенку наводящие вопросы: Что делают губы? Что
делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп
упражнений увеличивается, но нужно следить, чтобы они выполнялись точно и
плавно, иначе занятия теряют смысл;
- Лучше
заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут в зависимости от
возраста ребенка и его усидчивости;
- Для детей 3-4 летнего возраста главная задача -
усвоение основных движений;
- Для детей 4-5 лет требования
повышены: движения должны быть четкими и плавными, без подергиваний;
- В 6-7 лет дети выполняют
упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время
без изменений.
|