Портрет гиперактивного
ребенка
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным
двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор
торопится куда-то, опережая сам себя. Особенно непослушны руки, они все
трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка
нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют,
вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении.
Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь
по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не
свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то
забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть
нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает
игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно
перечесть. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм –
характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников,
у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные
капризы. Часто ведет себя агрессивно. Такой малыш с трудом усваивает навыки и
не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не
знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не
уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой
ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все
потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается
родителей. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым
его движением.
Является ли Ваш ребенок гиперактивным
Не спешите ставить своему ребенку диагноз!
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только
врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь
с системой критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться
на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других
– нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется
консультация специалиста. Важно не перепутать проявление гиперактивности с
различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
С использованием материалов http://adalin.mospsy.ru/
Как помочь гиперактивному ребенку
·
Установите причину
гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами.
·
Необходимо строго
соблюдать рекомендации врача.
·
Сообщите педагогам,
воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения.
·
Всегда убирайте
опасные предметы из поля зрения малыша
·
Вокруг ребенка
должна быть спокойная обстановка.
·
Важна единая линия
поведения родителей.
·
С ребенком
общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень восприимчивым «заражается»
эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
·
Не превышайте
нагрузки.
·
Не допускайте
перевозбуждения. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь,
подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно
и тоже время и т.д.
·
Старайтесь делать
меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка.
·
Чаще хвалите за
то, что получается.
·
Просьбы к ребёнку
должны быть короткими фразами. Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.
·
Не заставляйте
ребенка долгое время спокойно сидеть.
·
Освойте элементы
массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его.
·
Прежде чем
отреагировать на неприятный поступок ребенка, постарайтесь успокоиться и не
терять хладнокровие. Помните, что агрессия порождают те же чувства и у малыша.
·
Ребёнку важно
понять, что Вы его любите просто за то, что он есть!
·
Когда становится
совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и
раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту
без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.
|