Как развивать мелкую моторику ? И зачем это нужно ?
Начинать работу по развитию мелкой моторики
нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать
пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать
о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать
пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в
старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации
движений руки должна стать важной частью подготовки к школе,
в частности, к письму.
Почему
так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя
тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы
активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Игры для развития мелкой
моторики
- сильные ладошки
Ребенок
сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки
воздействуют как массажер). - рисование
Можно использовать
не только кисточку, но и пальчики. Можно рисовать одним, двумя, или сразу всеми
пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета,
а потом по очереди ставится на бумагу (салют, цветочек и др.)
- шнуровки
Так
как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть
процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы
(шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
- волшебный
поднос
На
поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе.
Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3
лет можно рисовать цифры и буквы. - разноцветные
прищепки
Суть
игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять
прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять
прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к
тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно,
соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).
- золушка
Нужно
смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету. - забавные
картинки
По
листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с
помощью горошин выкладывать рисунки. - счетные
палочки
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные
фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые
(это служит дополнительным массажем для пальчиков). - маленький
скульптор
Лепка из пластилина или теста
(рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды).
Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том,
что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
· трафареты
Начинать
рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче
обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или
квадрат).
|
|
Пальчиковая гимнастика
|
ёжик:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой
руки выпрямить
|
|
бабочка:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу,
пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в
запястьях - «бабочка летит»
|
|
очки:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам
|
Используются
также рифмовки:
«Замок»
На двери висит
замок.
(соединить
пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть
бы мог?
(пальцы
сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не
расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить
сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы
сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить
пальцы)
|
«Колечко»
Кончик большого пальца правой руки
поочередно
касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
Медвежонок
в гости шел.
К
рыжей белке он зашел,
И
на озеро, к бобру,
И
к ежу зашел в нору,
Даже
к комаришке
Заходил
наш мишка!
|
С использованием материалов http://adalin.mospsy.ru/
|