Нормы
речевого развития
Возрастные рамки начала появления данного
явления указаны средние, на начальных этапах развития индивидуальные различия
могут достигать нескольких дней, а на поздних – несколько недель.
С 3 недели – вокализации, это короткие или певучие
звуки, в которых выражается состояние ребенка (вскрики, визг, гукание );
1 месяц – при звуках речи может перестать плакать,
сосредоточиться;
1 - 3 месяца – ребенок улыбается, если к нему
обращаются с речью;
1 - 3 месяца – поворачивает голову по направлению к
источнику звука;
1,5 – 3 месяца – гуление: произнесение звуков «а», «ы»
, «у», иногда в сочетании с «г», постепенно появляются звуки а-а-бм-бм, блъ,
у-гу, бу;
3 – 5 месяцев – произносит гласные и согласные звуки во
время гуления, появляются звуки гн-агн, ля-аля, рн и т. п.;
5 месяцев – мягкие гласные: «я» и «и» чаще в сочетании
с согласным;
6 месяцев – остаются звуки только родного языка;
6 – 7 месяцев – гуление переходит в лепет, произносит
одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». Ребенок постепенно
пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также
воспроизводить ряды слогов;
7 месяцев – узнает голоса близких;
7 – 9 месяц – появляются «п», «т», «д», «н», зубные и
зубно-носовое «нг»;
8 – 9 месяцев – реагирует на свое имя;
8 – 11 месяцев – начинает понимать слова и жесты,
подражает звукам речи взрослых;
9 месяцев – хлопает в ладоши по речевой инструкции,
выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами;
9 – 10 месяц – появляются «в», «ла», «с» и очень
отчетливо «к» и «г».
9 – 10 месяцев – появляются первые «нормативные»,
предметно отнесенные слова, соответствующие лексической системе данного языка;
10 - 11 месяцев – прислушивается к речи, музыке,
понимает названия отдельных предметов, поворачивает к ним голову, может
показать рукой при вопросе «Где часы?» и т.п.;
11-13 месяцев – появляются первые осмысленные слова из
двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»;
12 месяцев – словарь из 5 – 9 слов, появляется звук
«о»;
1г. 6м. – может произнести 20 - 50 слов, "говорит
на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих
слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда",
"баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные
или двухсложные слова: "папа", "мама", "на",
"да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и
т.д.;
1г 8м – 1г и 10м – Активно произносит двухсложные
слова: "тетя", "кися" и два слога их трехсложных слов
("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове
или конечный согласный;
2 года -
понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси
чашку»). Звуки может произносить правильно: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х.
Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и
сонорные (р, л,), появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;
2г. – 2г. 2м. – говорит словосочетания: "мама
Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба,
ди (иди)". Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет
картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения
с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Словарь ребенка- 50 – 200
слов;
2г. 2м. - 2г. 6м. - Произносит простые предложения из
трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка".
2г. 6м. – словарь расширяется до нескольких сотен слов,
употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3 – 5 слов;
3 года –
повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе
сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем
гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Правильно
использует множественное число, правильно использует местоимения «Я», «ты»,
«он». Выдумывает забавные словечки и выражения. Ребёнок называет своё имя, пол
и возраст. Словарь включает к трем годам 300 – 400 слов, к концу около 1000
слов;
3 – 4 года – различают и называют части предметов, их
качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению
предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь,
посуда, мебель. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?». Односложно отвечают на
вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяют
за взрослым рассказ из 3 — 4-х предложений, составленный об игрушке или по
содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок,
понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё;
4 года –
должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с
прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно
ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения,
правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а так же звуки ц. Исчезает
смягчённое произношение согласных. Словарь 1600 – 2000 слов;
4 – 5 лет – употребляют существительные, обозначающие
профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют
местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток,
характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные,
обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие
свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги. Может группировать
предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п. Пересказывают небольшие
рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы
о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь.
Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают
на поставленные вопросы;
5 лет –
использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми
типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.).
Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги
(из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют
прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается
формирование правильного произношения согласных. Словарь 1900 – 2200 слов;
5 – 6 лет – употребляют существительные, обозначающие
названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия,
характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую
деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением.
Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют
правильно и точно по смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая
речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на
них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие
литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять
небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану,
образцу, из личного опыта; небольшие рассказы творческого характера. Словарь к
6 годам до 3000 слов;
6 лет –
должен правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью
усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в
слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный
гласный, первый и последний звуки в слове. В этом возрасте ребенок должен
самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
6 – 7 лет – расширяется запас слов, обозначающих
названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы,
существительные с обобщающим значением, накапливаются образные слова и
выражения, устойчивые словосочетания ( ни свет, ни заря, на скорую руку и др.).
Употребляют разные части речи точно по смыслу. Совершенствуется диалогическая и
монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их,
формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно,
без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные
средства выразительности.
по материалам сайта http://detpsy.ucoz.net
|