Причины возникновения страхов у детей:
·
травматический опыт,
полученный ребенком (укус собаки);
·
наличие страхов у родителей;
·
многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей,
тревожность в отношениях с ребёнком, а также гнев и угроза взрослых в адрес
ребёнка (внушаемые страхи);
·
детская фантазия (ребёнок сам придумывает себе предмет страха);
·
внутрисемейные конфликты (часто ребёнок боится оказаться их
причиной);
·
психологическое заражение страхами в процессе общения со
сверстниками;
·
психические заболевания.
Чего особенно боимся:
Младший дошкольный возраст(3 - 5 лет)
- страх темноты,
одиночества, замкнутого пространства. Ребёнок,
оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и
инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.
Старший дошкольный возраст(5-7 лет).
- страх смерти (боязнь нападения, огней, пожаров,
боязнь заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).
Некоторые
способы справиться со страхом:
Ø «Уничтожение страха».
Проводится
беседа с ребенком о том, чего он боится. Затем идёт обсуждение ощущений
ребёнка, обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее
создание такого рисунка. В ходе обсуждения выясняется, какие чувства ребёнок
испытывал, и что теперь хотел бы сделать со своим страхом? (уничтожить,
победить его или подружиться).
- Уничтожение рисунка:
объяснить,
что страх уже не внутри, а на листе бумаги, что теперь его легко прогнать разорвать, сжечь рисунок выбросить, развеять (пепел).
Ø «Рефрейминг» (переосмысление)
Проводится беседа с ребёнком, в которой рассматриваются
положительные и отрицательные стороны его страха. Ситуация, которую ребёнок
трактуется с другой стороны, так, что предмет страха (например, собака)
оказывается полезным и защищает ребёнка (собака спасает ребёнка от стаи
волков).
Ø «Сочинение
историй о страхе и их драматизация»
(пример-«Путешествие к Бабе-Яге»)
Ø «Фоторобот страха»
Ø «Лепка страхов»
При необходимости, вопросами страха
занимаются: психолог, психотерапевт, невролог.
|