Речевые нарушения
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Проявляется
в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном
(ненормированном) произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении.
Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась
артикуляторная база или неправильно сформировались артикуляторные позиции,
вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют
нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.
Дисфония (или афония) — расстройство (или отсутствие)
фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы:
нарушение голоса, нарушение фонации, вокальные нарушения. Отсутствует звучный голос
при сохранении шепотной речи.
Дизартрия -
нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического
поражения центральной нервной системы.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная
подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка
характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий,
слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою
плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Проявляется
в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно
назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при
произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При
ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных,
как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические
нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная.
Заикание — нарушение
темпо-ритмической организации речи (нарушение плавности), обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Брадилалия
— патологическое замедление темпа речи.
Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет
в своей основе усиление тормозного процесса.
Тахилалия —
патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации
артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса
возбуждения.
Алалия -
полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе,
обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии
головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития
ребенка.
В
дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные
затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят
с трудом, неправильно, например: "Мальчик горка санках катается". В
словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука
другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают,
например: "Ляля киля гиля" (Девочка катается на лыжах). Впоследствии,
благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребенок
постоянно отстает в речевом развитии от своих сверстников. Различают две
основные формы алалии: моторную (недоразвитие активной речи) и сенсорную
(недоразвитие понимания речи).
Афазия — полная или частная утрата речи,
обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется
речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга
после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в
возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если
же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса
чтения. Проявляется в
затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и
слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы
слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в нестойкости
оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в
искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае
несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.
|