Суббота, 21.10.2017, 11:14

Центр развития и коррекции Красивая речь 413-88-07

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Являетесь ли Вы клиентом нашего центра?
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Диагностический прием

 

Как показывает практика, часто причины речевых нарушений следует искать во внутриутробном и младенческом периоде (острые или хронические заболевания матери, гестоз, токсикоз, травмы женщины, кесарево сечение, быстрые роды, мозговые инфекции и т.д.).

К сожалению, к логопеду такие дети попадают в лучшем случае после 3-х лет. В результате упускается период, когда мозг ребенка обладает наибольшей пластичностью и наибольшими компенсаторными  возможностями, о чем свидетельствуют современные психолого-педагогические исследования.

 Ранняя (с 1-го месяца жизни) логопедическая работа дает исключительную возможность сгладить имеющиеся нарушения, а в ряде случаев, даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Известный немецкий педиатр Т. Хелльбрюгге выделил ряд признаков в развитии умений ребенка ползать, сидеть, ходить, удерживать игрушку, говорить, общаться с окружающими людьми, которые не соответствуют возрастным параметрам и должны вызывать у мамы настороженность и необходимость серьезного врачебного исследования.

Отклонения от нормы в развитии крупной моторики ребенка

Возраст ребенка

Возможные отклонения

Конец 1 месяца жизни

В вертикальном положении не может на мгновение задержать голову

Конец 2 месяца жизни

- не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;

- совершает несимметричные движения ручками и ножками.

Конец 3 месяца жизни

- лежа на животе, не может удержать головку в течение одной минуты;

- не может удержать головку на 0,5 минут в вертикальном положении.

Конец 4 месяца

- лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья;

- в тот момент, когда малыша поднимают из положения лежа на спине, головка отклоняется назад;

- когда малыша поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики ног.

Конец 5 месяца

- малыш плохо поворачивается самостоятельно с живота на спинку;

- неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за руки из положения лежа на спине.

Конец 6 месяца

- лежа на животе, не может дотянуться до игрушки;

- когда его придерживают в вертикальном положении под мышками, не «пританцовывает».

Конец 7 месяца

При поддержки за руку родителей не пытается сесть.

Конец 8 месяца

- не может ползти назад;

- не может короткое время стоять при поддержки за руки.

Конец 9 месяца

- не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;

- при сидении плохо удерживает равновесие и не может повернуться вокруг своей оси.

Конец 11 месяца

- не может ползать на четвереньках;

- не может сидеть с вытянутыми ногами;

- не может передвигаться, держась за опору.

Конец 12 месяца

Не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого.

Конец 13 месяца

Не может самостоятельно стоять в течении минимум 10 секунд.

Конец 15 месяца

Не может свободно пройти 20 шагов.

Конец 16 месяца

Не бегает свободно.

Конец 20 месяца

Не может без поддержки пнуть мяч.

Конец 30 месяца

Не может без поддержки спуститься с лестницы.

Конец 36 месяца

Не может 1 секунды без опоры удержаться на одной ноге.

Помимо развития умения сидеть, стоять и ходить важным для ребенка в процессе развития окружающего мира является развитие его мелкой моторики и, прежде всего, хватательных движений. Как известно, новорожденный рождается с хватательным рефлексом, проявляющимся в виде сжимания и разжимания пальцев малыша при нажатии на ладонь. Через некоторое время этот рефлекс угасает, чтобы затем началось формирование осознанных хватательных движений.

Отклонения от нормы в развитии мелкой моторики ребенка

Возраст ребенка

Возможные отклонения

Конец 3 месяца

- малыш не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;

- не разглядывает свои ручки.

Конец 5 месяца

Не может уверенно потянуться к игрушке.

Конец 6 месяца

Не может ухватить кубик.

Конец 8 месяца

Не может удержать между указательным и большим пальцами пуговицу.

Конец 9 месяца

Не пытается самостоятельно пить из чашки, сдергивать шапочку с головы.

Конец 12 месяца

Не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика, подать игрушку взрослого.

Конец 18 месяца

Не может построить башню из 3 кубиков.

Конец 20 месяца

Не может чертить прямые линии.

Конец 24 месяца

Не может отвинтить крышку от банки.

Конец 33 месяца

Не может аккуратно есть жидкую пищу ложкой.

Конец 36 месяца

Не может самостоятельно налить в чашку воды.

К числу наиболее серьёзных, способных спровоцировать отставание познавательного и речевого развития малыша нарушений, относятся поражения слуховой и зрительной системы. Поэтому при первых же возникших у вас подозрениях необходимо обратиться к специалистам для проведения тщательного медицинского обследования.

Отклонения от нормы в развитии зрительной и слуховой функции ребенка

Возраст ребенка

Зрение

Слух

Конец 1 месяца

- не следит глазами за движениями источника света (электрический фонарик, свечка) вправо и влево;

- не смотрит в глаза наклонившегося к нему взрослого.

В ответ на неожиданный и громкий звук:

- нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений;

- не вздрагивает, не моргает.

Конец 2 месяца

- не следит глазами за погремушкой

- не имитирует мимику взрослого.

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии 1,5 метров от ребенка)

Конец 3 месяца

- не «изучает» свои руки, не приближает их к глазам, не двигает пальцами;

- не улыбается в ответ на улыбку взрослого.

- нет поиска глазами, поворота головы вправо и влево и к источнику звучания;

- не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5 месяца

Не тянет руки и не хватает заинтересовавшую его игрушку

Не прекращает плакать, кода слышит музыку или пение матери.

Конец 6 месяца

Не может переложить одну игрушку из одной руки в другую.

Не реагирует на шуршание бумаги, находящегося вне поля его зрения.

Конец 7 месяца

Не может стучать кубиком по столу

- не поворачивается в сторону звука или говорящего человека;

- не улыбается, когда вы говорите.

Конец 8 месяца

Не протягивает и не хватает двумя руками протянутые ему кубики.

- не прислушивается к разговору взрослых;

- не замирает в ответ на новый для него звук;

- не проявляет интерес к музыке;

- не лепечет.

Конец 9 месяца

Не стучит кубиками друг о друга.

- не реагирует на собственное имя;

- не понимает слово «нет», запрет;

- не играет с вами в «разговор».

Конец 10 месяца

Не сбрасывает игрушки со стола.

- лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен;

- не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12 месяцев и старше

- не проявляет интерес к игрушкам (машинкам, куклам);

- не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;

- не имитирует действия взрослого с игрушками (не ставит кубик на кубик), не может выложить кубики в одну линию.

- не показывает, по просьбе взрослого, на людей или знакомые предметы;

- не имитирует простые звуки и односложные слова;

- не реагирует на тихие звуки, находящиеся вне поля зрения;

- не поворачивает голову к источнику звучания (как тихих, так и громких звуков);

- не понимает простые обращения;

- не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке;

- не пытается говорить.

Нарушения развития речи и коммуникативных навыков

Обычно беспокоиться по поводу отсутствия или неправильного формирования речи у ребенка большинство родителей начинает после 2-2,5 лет. В ряде случаев после проведения диагностирования (выявления причин задержки речевого развития) оказывается, что нарушения или отсутствие речи у ребенка обусловлены серьезными повреждениями центральной нервной системы или органов слуха. Поэтому в настоящее время все больше практических специалистов (логопедов, невропатологов, сурдопедагогов) выступает за проведение обязательных профилактических осмотров детей с целью выявления подобных нарушений в как можно более ранние сроки. Это дает возможность оказать своевременную адекватную медицинскую и педагогическую помощь таким детям и скорректировать или полностью преодолеть подобное нарушение. Педагоги и психологи, работающие с малышами, знают о том, что по характеру предречевых (дословесных) характеристик речи ребенка, его поведению можно выказывать опасения относительно формирования речи в дальнейшем.

Возраст ребенка

Признаки тревоги

Конец 1 месяца

Ребенок не кричит при неприятных ощущениях (например, перед кормлением, выражая чувство голода)

Конец 4 месяца

Не улыбается, когда с ним разговаривают.

Конец 5 месяца

- ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (типа «ба-ба-ба» или «га-га-га»);

- не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать глазами те предметы, которые она называет («Где папа?»)

Конец 7 месяца

Не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками.

Конец 9 месяца

В речи ребенка не появились повторяющиеся одинаковые слоги, которые звучат, как одно слово, например, «ма-ма», «дей-дей, «да-да»

Конец 10 месяца

- не моет повторять за взрослыми восемь различных звукосочетаний и слогов;

- не может покачать головой в знак отрицания («нет-нет», помахать рукой на прощание «пока-пока»).

Конец 12 месяца

- не произносит ни одного осмысленного «слова», это могут быть детские слова, которыми ребенок называет одни и те же предметы, лица и ситуации;

- не прислушивается к музыке;

- не может выполнить простые просьбы (например «Дай мне машинку»)

Конец 15 месяца

Не употребляет адекватные слова «мама» и «папа».

Конец 19 месяца

- не произносит хотя бы осмысленных слов;

- не показывает части тела, которые ему называет взрослый.

Конец 29 месяца

Не понимает значений слов «большой», «маленький»

По мере роста и созревания ребенка он овладевает необходимыми навыками общения с окружающими людьми, простейшими навыками самообслуживания (самостоятельно пить, есть, одеваться), начинает осознавать свою личность. Все это в психологии принято называть социализацией ребенка. Но иногда ребенок не может овладеть этими навыками, избегает общения с людьми (и даже с матерью), не усваивает простейших бытовых навыков, не использует речь как средство общения с окружающими людьми. У ребенка наблюдаются так называемые коммуникативные нарушения (нарушения общения).

Чтобы выявить подобные нарушения уже в раннем возрасте, обратитесь к врачу, если вы наблюдаете у своего ребенка подобные проявления:

Возраст ребенка

Нарушения

Конец 1 месяца

Не прекращает крик, когда мама прикладывает малыша к груди или прижимает к себе.

Конец 2 месяца

Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

Конец 3 месяца

Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.

Конец 4 месяца

Не выражает радость, когда с ним играют.

Конец 5 месяца

- не прекращает плакать, когда с ним заговаривают;

- не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого.

Конец 6 месяца

Не просится на «руки» к взрослому (протягивая свои руки к взрослому).

Конец 7 месяца

Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке).

Конец 9 месяца

- не различает близких и чужих людей;

- не пугается и не стесняется чужих людей;

- не сердится, когда у него отбирают игрушку.

Конец 10 месяца

Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих.

Конец 11 месяца

Не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно есть сухарь.

Конец 12 месяца

- не может самостоятельно есть ложкой;

- не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

Конец 15 месяца

- не может играть с матерью в мяч;

- нее может самостоятельно удержать стакан и пить из него.

Конец 20 месяца

- не играет с плюшевыми медведем или куклой;

- не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь;

- не подражает действиям взрослого с предметами быта.