Четверг, 18.10.2018, 12:46

Центр развития и коррекции Красивая речь 413-88-07

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Какие ещё специалисты должны ,по Вашему мнению , принимать в логопед-центре?
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Словарь А-З

 В Словаре логопеда содержатся сведения о речи и особенностях её развития. Словарь пригодится Вам, ведь Вы заботитесь о своей речи.

             А

            Артикуляция - (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

            Атака звука - начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

            Аудиторный шок - или сценический страх - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.

            Аграфия - (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

            Алалия - (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях. Причина - повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребёнком в доречевой период жизни. Тяжёлые степени алалии выражаются полным отсутствием речи или наличием отрывков слов; в более лёгких случаях есть начатки речи, характеризующиеся ограниченным запасом слов, затруднениями в усвоении чтения и письма.

            Алалия моторная - нарушение экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарём и грамматическим строем языка при сохранном понимании речи. Основа алалии: расстройство аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми. Причина - поражение коркового конца речедвигательного анализатора.

           

Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковым выражением слов. Нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причина - поражение коркового конца слухоречевого анализатора.

 Алексия - (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.

            Амнезия - (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.

            Афазия - (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи - полная или частичная, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

            Афония - (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса. при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

            Адекватный - то есть соответствующий чему-то.

            Авторитарный - характеристика человека, использующего, в основном, методы давления (приказы, распоряжения) на других людей.

            Аутизм - погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с реальностью, утратой интереса к реальной жизни; признак психического расстройства.

            Аттракция - привлекательность человека.

            Амбидекстр - человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

 

Аффект - бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля.

            Автоматизация звука - один из этапов при исправлении неправильного звукопроизношения. Направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи.

            Агнозия - нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранении сознания и функции органов чувств. Наблюдается при поражении отделов коры больших полушарий головного мозга.

            Агнозия акустическая (слуховая)

            Агнозия апперцептивная (форма оптической)

            Агнозия вкусовая и зрительная (оптическая)

            Агнозия обонятельная и осязательная (тактильная)

             Агнозия пространственная

            Агнозия симультанная (зрительное отсутствие восприятия целого).

            Анализ и синтез - противоположные, но при этом - неразрывно связанные логические приёмы. Анализ, разлагая сложную проблему на её составные части, упрощает и облегчает понимание данного явления, а синтез даёт возможность связать разрозненные части изучаемого предмета и понять его в целом. Также - постигнуть связь данного целого с остальными предметами человеческого знания.

 

Анамнез - обобщённые сведения (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и знающих его лиц. Используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора лечения.

            Анартрия - тяжёлая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц.

            Аномалия - отклонение от нормы в структуре или функции организма в целом или его частей. Может быть врождённой или приобретённой.

            Аномальные дети - дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся не столько в специальных условиях воспитания и обучения, сколько в любви, внимании и понимании и это - важно. Разделяют группы:

            1) дети с нарушениями речи

            2) дети с задержкой психического развития

            3) умственно отсталые дети

            4) дети с нарушениями слуха

            5) дети с нарушениями зрения

 

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

            7) дети с нарушениями поведения

            8) дети с нарушениями эмоционального развития

            9) дети с комплексными дефектами

            Артикуляционный аппарат - органы, обеспечивающие образование звуков речи - артикуляцию. Включают: голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.

            Артикуляционная гимнастика - упражнения для речевых органов, которые производятся ежедневно; можно - самостоятельно.

            Асфиксия - удушье, обусловленное кислородным голоданием.

            Апраксия - нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.

            Аграмматизм - нарушение психофизиологических процессов, отвечающих за грамматическую упорядоченность речи. Наблюдается потеря предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже. Так называемый, телеграфный стиль. Возникает в связи с афазией или алалией.

      Б

            Барьеры общения - психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. Как правило, барьер общения возникает между человеком с дефектом речи и его собеседником. (При этом собеседник впервые слышит дефектную речь данного человека.)

            Баттаризм - нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.

            Брадилалия - речевое нарушение, выраженное в патологически замедленном темпе речи.

             

            В

            Высказывание - единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

            Вербальный - 1) словесный, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.

            Воображение - психический процесс формирования новых образов путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

 

Визуальное общение - зрительный контакт.

            Восприятие - психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим.

            Вокальный - исполняемый голосом; певческий.

            Велярный звук [Р] - вид ротацизма: образуется при колебании мягкого нёба. Дефект речи.

            Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности.

            Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

            Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

             

 

Г

            Гаммацизм - недостаток произношения звука [ Г ].

            Голос - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

            Высота голоса - физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос - развитое головное звучание; низкий - развитое грудное звучание; средний - смешанное звучание.

            Диапазон голоса - обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

            Полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

            Тембр голоса - индивидуальная звуковая окраска, качество голоса - характерное для каждого человека.

            Поставленный голос - голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

 

Гендерный аспект - особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному. Женский взгляд обладает свежестью и независимостью суждений. Женское отношение к миру - творческое и охранительное. Многие древние цивилизации, достигшие высочайшего развития, основывались на матриархате. Современный мир, в результате мужского правления утонув в войнах, криминале, наркотиках, алкоголизме, воровстве, коррупции и прочих пороках - ищет для руководства женскую руку - руку хозяйки мира. Женское мировоззрение - мировоззрение Матери, хранящей и приносящей новую жизнь - созидает, а не разрушает. К счастью, уже многие страны и народы это поняли, выбрав руководителями женщин.

            Гимнастика речи активная - система упражнений для речевых органов, которая производится несколько раз в день. Можно делать самостоятельно.

            Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой пациент производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы. После нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное. Необходимо делать только со специалистом по исправлению речи - с логопедом.

            Гиперкинез - автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

            Глотка - начальная часть пищеварительной трубки. Одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.

            Гипертрофия - увеличение объёма органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.

            Гипоксия - кислородное голодание организма.

            Грамматика - раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений.

            Грамматический строй - строение слова и предложения, присущее данному языку.

             

 

Д

            Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития людей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их обучения, адаптации в социуме. Одна из гуманнейших наук мира. Дефектология разделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику (также тифлопедагогику).

            Дефектолог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с отклонениями в развитии. Имеет специализации:

            Дефектолог-логопед - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушениями речи.

            Дефектолог-сурдопедагог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением слуха.

            Дефектолог-олигофренопедагог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением интеллекта.

            Дефект - выпадение физиологической или психической функции, недостаток какого-то органа.

            Диалог - (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей.

            Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья человека, об имеющемся заболевании. Выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.

 

Диагностика - 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы, ступени процесса распознавания болезней или физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и установление диагноза.

            Дикция - (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

            Дефекты звукопроизношения - неверная артикуляция и неверное произнесение в речи определённых звуков речи.

            Дискуссия - (discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

            Диспут - (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины - на научную или общественно важную тему.

            Дисграфия - (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме. При дисграфии наблюдаются стойкие ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов, аграмматизмы на письме.

            Дислексия - (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

            Дислалия - (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.

 

Дизартрия - (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

            Дисфония - (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса. Голос есть, но становится неполноценным - хриплым, слабым и т. п.. Возникает, как следствие органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

            Дыхание - условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.

            Грудное - дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.

            Ключичное - короткое, поверхностное дыхание.

            Брюшное - дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.

            Двуязычие - одинаково совершенное владение двумя языками.

            Дауна болезнь - хромосомная болезнь, результат трисомии по 21-й паре хромосом. Проявляется олигофренией, мышечной слабостью, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной). Внешние данные: недоразвитие черепа, плоский затылок, раскосые глаза, широкая переносица. Сообразительны в практическом смысле, старательны, доверчивы, по-своему обаятельны.

            Двигательные нарушения - нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объёма и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных движений.

            Деменция - приобретённое слабоумие; стойкое оскудение и примитивизация психической деятельности. Проявления - ослабление познавательных процессов, обеднение эмоций и нарушение поведения.